Речевая среда и развитие ребенка

Родители общаются и играют с ребенком.

В данной статье мы расскажем о том, как влияет речевая среда формируемая ближайшим окружением на развитие речи ребенка.

Возрастные особенности довербального (доречевого) и вербального (речевого) развития детей

Речевая среда ребенка с самого рождения сильно влияет на формирование его речи. Речевую среду будем понимать расширенно — не просто как факт достаточного или недостаточного общения с ребенком, а как совокупность всех обстоятельств, благотворно или отрицательно сказывающихся на развитии его речи.

  • Для ребенка очень важно общение с людьми. Сразу после рождения ребенку важно общаться с членами семьи, в дальнейшем с детьми. Ребенок должен играть с детьми в подвижные и ролевые игры. Игровые ситуации порождают необходимость выразиться, а значит, стимулируют к речевым высказываниям.
  • Нельзя общаться с детьми поверхностно («на ходу»). Обращаясь к ребенку, говорите внятно, чтобы он различал в потоке речи отдельные слова и звуки. Ваше лицо должно находиться на одном уровне с лицом ребенка (наклоняйтесь к нему). Тогда он видит, как вы говорите, как двигается ваш рот — это помогает ему осваивать произношение звуков.
  • Важно, чтобы ребенка с рождения окружала тишина, особенно во время общения. Посторонние звуки отвлекают его, мешают сосредоточиться на речи, не дают вслушиваться в нее, понимать.
  • Чем позже ребенок познакомится с телевизором — тем лучше.
    Выявлены факты негативного воздействия телевизора на психику ребенка. Экранная речь замедляет речевое развитие. Темп этой речи ускорен, она неточно интонирована, не обращена непосредственно к ребенку и не требует от него никакой словесной реакции. Кроме того, просмотр телевизора тренирует непроизвольное (вынужденное) внимание, а для освоения речи, как и для любого другого обучения, требуется внимание произвольное (сознательно переключаемое с объекта на объект).
  • Отрицательно влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная.
    Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что мешает ребенку опознавать слова и отграничивать их друг от друга. Правило не распространяется на мелодичную музыку без слов (она должна быть негромкой, ребенок должен слушать ее дозировано). То же относится к детским песням. Колыбельные перед сном лучше петь самим.
  • Компьютерные игры (даже развивающие) для детей крайне вредны.
    Годовалый ребенок у компьютера — это, конечно, экзотическая редкость, однако трехлетний — уже частый гость. Дети должны иметь дело с настоящими трехмерными предметами, которые можно пощупать, рассмотреть со всех сторон, разобрать на части (попросту — сломать).
  • «Ручное» манипулирование предметами положительно влияет на развитие речи и мышления детей. С «живыми» игрушками можно говорить, играть, их можно любить. Компьютерные программы (включая речевые) препятствуют формированию речи и творческого воображения. Речь развивается лишь в общении с настоящим живым собеседником или же с «настоящей, живой» игрушкой, которая при неиспорченном виртуальными мирами наглядном воображении ребенка вполне способна заменить ему реального собеседника.
  • Ребенку нужны игрушки, соответствующие возрасту.
    Однако их не должно быть много. Иначе быстро возникает пресыщение, а пресыщенный ребенок теряет интерес ко всему новому. Интерес к новому, любознательность — очень важны для полноценного речевого развития, как и развития вообще.
  • Правильная речь окружающих. Именно речь окружающих формирует у ребенка богатый или бедный словарный запас, развернутую или односложную фразу и прочее.
  • Чтение книг, рассказывание сказок, соответствующие возрасту.

Для полноценного развития речи очень важно читать ребенку книги, рассказывать сказки и действительные жизненные истории, рассматривать и обсуждать предметные, а затем и сюжетные картинки. Все это обогащает словарь, наполняет речь разными компонентами речи, формирует грамматический строй речи, умение грамотно и наполнено строить предложение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.