Этапы развития речи

Мама общается с дочкой.

В данной статье мы расскажем об этапах развития речи у детей. Ниже приводятся усредненные данные нормального речевого развития детей.

Поскольку данные усредненные, то они не должны в точности выполняться для каждого ребенка, однако при любых существенных отклонениях следует обратиться к логопеду.

Возраст Основные показатели
1 мес. Крик. Затем гласные звуки. Повышенный интерес к человеческой речи в виде реакции сосредоточения. Когда взрослый наклоняется над ребенком, ласково разговаривает с ним, он перестает плакать и двигаться, «прислушивается».
2 мес. Улыбка при общении. Причем в 5-6 недель это будет реакция «ротового внимания» (он замирает, по круговой мышце рта прокатывается едва заметная волна сокращений, отчего губы слегка выпячиваются вперед), с 8 недель – настоящая улыбка, к 9-12 неделям появляется смех. Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные гортанные звуки – гуканье (начальное гуление).
3 мес. Комплекс оживления при общении со взрослым, узнает голос матери, различает интонации. Гуление (протяжное повторение гласных звуков и гласных в сочетании с согласными: а-а, а-гу). Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки.
4 мес. Дифференцированность комплекса оживления, т.е. разная реакция на разных знакомых людей (ребенок отличает папу от мамы), на незнакомых людей реакция пока отсутствует. Смех.
5 мес. Характер звуков усложняется. Ребенок неустанно упражняет свой артикуляционно-голосовой аппарат, воспроизводя ряд звуков и их сочетания. Появляются сочетания: бааа, мааа, тааа (певучее гуление). Наблюдая за ребенком, можно отметить, что в момент произнесения звуков он притормаживает голосовые движения, как бы прислушиваясь и подражая самому себе, произносит звуки в виде цепочек. Самоподражание в гулении – новое качественное приобретение в психомоторном развитии ребенка. Звуко- и слогопроизнесение начинают приобретать некоторое подобие слов, формируется просодическая сторона речи, в частности ее интонационность. Ребенок дифференцирует направления звука, т.е. ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание (например, на лице говорящего). В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки. Понимает некоторые слова и наиболее частые обращения: будем кушать, дай ручку.
6 мес. Лепет (сложные сочетания звуков и повторяющихся слогов: ба-ба, ма-ма). Однако эти первоначальные опыты произнесения — отнюдь не результат преднамеренного подражания звукам речи. Они совершаются ребенком бессознательно, инстинктивно. Понимание речи бурно развивается.
7 мес. Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик.
8 мес. Реакция на незнакомое лицо. Повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма. Сознательное имитирование звуков речи, произносит цепочки звуков, напоминающие слова.
9 мес. Лепет обогащается новыми звуками, интонациями, перерастает в длинные ряды слогов. Лепет становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого и сопровождает различные действия с предметами и игрушками. Ребенок демонстрирует понимание обращенной речи, реагирует на свое имя, воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием (открой рот, дай ручку, прижимается щекой к матери на просьбу поцелуй маму, поднимают голову и глаза к лампе на вопрос: где огонек?, ищет спрятанную у него на глазах игрушку), при слове: нельзя перестают тянуться к какому-либо предмету, или прекращают тянуть его в рот. Общение с помощью жестов. Первыми появляются указательный жест и жест, с помощью которого ребенок тянется к предмету. Фактически эти жесты изображают действия, являются аналогами глаголов: посмотри на, сделай что-то с этим предметом, дай. Затем к жестам присоединяются слова, но они никогда не вытесняют жестикуляцию. Игра в «ладушки».
10 мес. Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1—2 «лепетных» слов, понятных при соотнесении с ситуацией. Ребенок эхолалично повторяет за взрослым новые слоги, которые сам ранее не произносил, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, приветствий, с удовольствием произносит различные восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами. Сначала малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия.
11 мес. Использование 3 «лепетных» слов с соотнесением.
12 мес. Все чаще обращает внимание на лицо говорящего, начинает кивать головой в знак утверждения и качать ею в знак отрицания. Эти жесты он употребляет как ответ на некоторые вопросы взрослого. Понимание простой инструкции, дополняемой жестом. Слоги, входящие в лепет, становятся составными частями слов: ма-ма-ма – мама. У ребенка вырабатывается речевая реакция при виде определенного предмета, то есть для обозначения конкретного предмета он начинает использовать звуковые сочетания, например: машина – би-би и др. Одновременно с этим у детей этого возраста обычно проявляется новый интерес – рассматривание книг с картинками. Узнавая на картинках знакомые предметы или показывая их по просьбе взрослого, дети обозначают их лепетными словами. Ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: принеси то-то, закрой дверь, дай чашку и др. Происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи.
1 год 3 мес. — 1 год 8 мес Отдельные слова в роли предложения (27 слов). Существительные — несколько названий лиц, предметов (22 слова), позже появляются названия действий (5 слов): ди, бух. Присутствие глаголов очень важно для развития речи, потому что только при их наличии развивается фразовая речь. Слова произносятся не полностью. Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту. Звуки: а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь. Ребенок понимает простую инструкцию без жеста (15 мес.). Показывает одну из частей тела (18 мес), показывает три части тела (21 мес). Он должен отвечать: да и нет.
1 год 8 мес. — 1 год 10 мес. Предложение состоит из двух слов (87 слов). Слова действия используются во 2-м лице, ед. ч., повелительного наклонения: ниси, дай. Слова ребенок может произносить очень несовершенно, твердые звуки заменять мягкими парами (вместо дай — дяй, вместо на — ня). Воспроизводятся двухсложные слова. В трехсложных часто опускается один из слогов. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный. Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, цьк, пк. Звуки: хь, ць, й.
1 год 10 мес. — 2 года Начинается этап усвоения грамматической структуры предложение. Рост предложения до 3-4 слов, напоминают телеграммы или сокращенные варианты предложений, которыми говорят взрослые (многие предложения строятся аграмматично). Появляются первые грамматические отношения между словами (существительное именительного падежа с глаголом). Начинают употребляться падежи: винительный с окончанием: , именительный мн. числа с окончанием: -ы, -и, иногда предложный с окончанием: . Появляются суффиксы уменьшительности: -чик, -чк, -ик. Приставки часто опускаются. Появляются глаголы повелительного наклонения 2-го лица ед. числа, инфинитив, настоящего времени 3-го лица ед. числа. Предлогов и союзов нет. Употребляет частицы: ка, да, то, не. К 2 годам появляются звуки: н, т, д. Стечение согласных в слове заменяется одним звуком. Личные местоимения смешиваются (о себе говорит в 3 лице: он, она). Использует наречия: вот, там, где, еще, хорошо, надо, не надо и др. К 2-м годам появляются прилагательные (не согласуются с существительным), используются чаще в именительном падеже ед. ч. мужского и женского рода. Показывает 5 частей тела. Понимает двух-этапную инструкцию. К концу 2-го года жизни количество слов колеблется от 100 до 300.
 2 года — 2 года 6 мес. Скачок в развитии речи. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними. Развивается мышление, способность к обобщению. Однако понимание обобщенных значений слов пока развито недостаточно. Дальнейший рост простого предложения. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: лоскам, вилкам. Появляются суффиксы: -ок, -чик. Усваиваются дательный и творительный падежи, усваиваются падежные окончания в ед. числе: -у, -е, -а, -ом, -ой, во мн. числе: . Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица, мн. ч.), настоящее и прошедшее время глагола, хотя в прошедшем времени еще путает род. Прилагательные (23) чаще употребляются после существительных , мн. число только в именительном падеже. При помощи прилагательных он обозначает не только размеры предметов, но и их цвета, качества, свойства, форму (красный, плохой, горячий, круглый). Личные местоимения усвоены (я, мне). Наречия: больше, меньше, короче, скорее. Появляются предлоги: в, на, у, с, союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда. В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки. Встречаются искажения: пропуски отдельных слогов, особенно в словах со сложной слоговой структурой (исипед вместо велосипед, папад – водопад), пропуски звука при стечении согласных (камейка – скамейка, тул – стул), вставление лишнего звука (таньканчик – стаканчик). Таким образом, несмотря на большое количество слов, которые ребенок говорит, произношение этих слов не всегда достаточно отчетливо. Появляются звуки: с, л, затем: ы, в, р, з. Смешение артикуляционно близких звуков. Еще не усвоены сочетания согласных, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно.
 2 года 6 мес. — 3 года  Усвоение служебных частей речи. Понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: положи кубик под чашку, положи кубик в коробку. Развитие сложного предложения. Появляются сложноподчиненные предложения. Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. Усвоены падежные окончания мн. числа: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние оканчания -ов на другие склонения: стулов. Усваиваются другие падежные окончания -а: рога, стулья, начинают усваиваться суффиксы увеличительности: носище, принадлежности: лисий. Путает род притяжательных местоимений (мой, моя, моё). Усваиваются приставки (на месте одних приставок иногда использует другие: искрасил, растемнело), наблюдается унификация приставок. Слоговая структура нарушается редко (в малознакомых словах). Появляются звуки: ч, ш, ж, щ, ц. Заканчивается усвоение групп согласных (слова со стечением согласных произносятся правильно). Правильно произносит большинство звуков речи. Называет свое имя, пол и возраст. К концу 3-го года жизни количество слов колеблется от 1000 до 1200 слов. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз.
 3 года — 4 года Начинается этап усвоения морфологической системы русского языка. Дальнейшее развитие сложноподчиненного и сложносочиненного предложений. Собственные словоформы, словотворчество. Продолжается влияние -ов на другие склонения. Частица не опускается. Неологизмы с использованием приставок. Появляются краткие причастия. Устанавливается согласованность прилагательных с существительными в косвенных падежах. Нарушение согласования прилагательного в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательного (большая — маленькая, высокий — низкий и другие), наречия (больше — меньше, выше — ниже и другие). Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько. Частица бы при условном наклонении. Звуковая сторона речи усвоена. Оценивает чужое и собственное звукопроизношение. Задает вопросы о значении слов.

Таким образом, к 4-м годам должна сложиться грамотно оформленная фраза (из нескольких слов) с использованием предлогов, прилагательных, наречий, местоимений, то есть — почти всех языковых средств. Дети должны говорить грамотно, правильно построенными предложениями, почти как взрослые. Их словарь должен включать различные части речи и давать возможность легко и свободно объясняться на любую бытовую тему.

Речь посторонних людей 4-х летние дети должны понимать полностью (когда говорится о доступных вещах), правильно выполнять доступные инструкции. В речи детей могут встречаться нарушения звукопроизношения, которые не делают ее непонятной.
4 года — 6 лет  Иногда трудности в построении придаточного предложения с союзом: который. Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. Попытка объяснить слова на основе их значения. Размышление по поводу рода существительного, наблюдения над синонимами. Употребляется одно деепричастие: сидя. Усваивается согласованность прилагательного с другими частями речи в разных падежах и числах. Некоторые ошибки в согласованности числительного с существительным. Усваиваются все грамматические формы. К 5-ти годам у ребенка должно сложиться полноценное произношение всех звуков. Он готов к обучению чтению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.